Средняя общеобразовательная школа с. Кышик

Работу выполнил: ученик 6 класса Фищук Владимир Алексеевич

Научный руководитель: Евлоева Ольга Сергеевна


Географические названия мы встречаем ежедневно – на карте, в почтовом адресе, газетной статье, слышим в разговорах. Они помогают нам ориентироваться в пространстве, и мы, редко задаемся вопросом о их происхождении. А ведь в них скрывается культура, быт, особенности проживания народа данной местности. Значение, происхождение, изменение географических названий изучает наука - топонимика. Название науки происходит от греческих корнейtopos– место иonyma– имя, т.е. дословно,– имена мест. Имена, которые дали жившие здесь люди.

Работу выполнил: ученик 8 класса Фатеев Геннадий Сергеевич

Научный руководитель: Фатеева Светлана Васильевна


Назымская земля. Она начинается с устья реки Назым, которое впадает в Обь. Река Назым несет свои воды вдоль Белогорского материка то – отдаляясь, то приближаясь к нему. Назым рождает всего две крупные притоки, это реки Итьях и Немсъюган.

Единственная река в округе, на которой в данное время функционирует единственный населенный пункт наш национальный поселок Кышик. По правой стороне от устья реки до поселка простилается заливной сор, где летом жируют рыбы, крылатые тоже находят приют. На заливных местах колосится «шумящий пырей» и осока. Благодаря заливному сору у жителей была возможность держать коров, овец, лошадей. Вверх по реке от поселка начинается лес, где нашли пригодные для жизни места многие виды животных. Где растет белый ягель, это основной корм оленя, поэтому, издавна наши предки держали оленей.

Работу выполнила: ученица 9 класса Лозямова Нина Кузьминична

Научный руководитель: Немельгина Оксана Александровна


Существуя неразрывно от природы, живя по ее законам, понимая ее язык, люди Севера научились предвидеть и понимать природные явления. Этот приобретённый опыт развивается и накапливается  в течение многих веков. Почему так важно было знать приметы?  По едва заметным признакам надо было определить урожай на ягоды, грибы, на пушного зверя, на птицу. «Охотник и всякий человек, много лет, проживший в тайге, предчувствует малейшее колебание температуры, предчувствует приближение холодов. В тайге надо все время что-то делать для жизни. А если не станешь делать, так в лесу никак не проживешь. Нужно понять и зверей, и птиц, ход рыбы в таежных реках, и движение небесных Лун, надвигающее несчастье». Таежный человек должен уметь все, чтобы обеспечить свою жизнь и жизнь последующих поколений. Лентяев и неумелых суровая тайга быстро отправляла в темный мир земли (Е.Д. Айпин).