МБОУ «СОШ № 4»

Работу выполнила: Дельвер Анна Анатольевна

Научный руководитель: Мицевич Анна Васильевна


Тяжёлые испытания легли на плечи старшего поколения в годы Великой Отечественной войны. Наши отцы и деды отдавали свои жизни за мирное небо над головой.

Моя бабушка родом их Хакасии. Она была ещё маленькой, но очень хорошо помнит военные дни. Пусть Сибирь находилась далеко от линии фронта, но о действиях на фронте они знали и пытались всячески помочь защитникам Родины.

Она так вспоминает те дни: «Новость о том, что будем собирать посылку, очень быстро разнеслась по селу. Что в неё положить, вопрос не стоял. Те, кто помладше отыскали где-то бумагу – рисуют. Светлана Ивановна потеряла на фронте внука, не было и дня, чтобы она его не вспоминала. Синий колючий шарф она берегла для него. Со словами: «внучкам», - она бережно положила его в ящик. Весёлый парень Сашка принёс конфеты. Откуда? Он нам не сказал. Объём нашего подарка увеличивался. Кто-то приносил сушёную ягоду, кто-то табак. Тётя Маша навязала тёплых варежек, пусть согревают они руки солдата в морозные ночи.

Работу выполнила: Трандина Арина Андреевна

Научный руководитель: Ельчанинова Оксана Викторовна, учитель биологии


«Если хочешь жить в городе – саде, выйди и посади сад сам.
За тебя это не сделает никто другой».


Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы». Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования.

Работу выполнила: Кравец Ирина, учащаяся 9а класса

Научный руководитель: Ельчанинова Оксана Викторовна, учитель биологии


Проблема бытового мусора – актуальная проблема экологии в настоящее время. Ведь, если разобраться, мы засорили природу и засорили очень даже сильно. Сколько мусора можно увидеть, пройдя по улицам любого населенного пункта. Картина печальная! Она заставляет задуматься каждого человека о своем будущем, о будущем нашей планеты. Вот и мы задумались: а на сколько остро данная проблема стоит в нашей местности и что можно сделать для ее решения нашими силами? Объектом нашего исследования стал поселок 8-й шахты, где я проживаю.
Одной из актуальных экологических проблем нашего города, является проблема несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Конечно, в центре города редко встретишь несанкционированную свалку мусора, ведь здесь следят за состоянием улиц, площадей, парков и скверов. Но вот в пригородных зонах, в зоне частных секторов такие свалки не редкость.

Работу выполнила: Праздников Алексей Алексеевич, учащийся 11 класса

Научный руководитель: Мицевич Анна Васильевна


     Указ Президиума Верховного совета СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев проживающих в районах Поволжья» стал для жителей Республики Немцев Поволжья новым этапом в их жизни. Началась депортация. Официальная версия депортации заключается в следующем: «По достоверным данным, полученным военными властями, известно, что среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, полученному из Германии, должны были произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья». Драматизм судьбы поволжских немцев, как и всех советских немцев, заключен в том, что их судьбы неправомерно, но последовательно связывались с отношениями между нашей страной и нацисткой Германией.

Работу выполнила: Швабенланд  Кристина Александровна

Научный руководитель: Ельчанинова Оксана Викторовна, учитель биологии


Постоянно возрастающая техногенная нагрузка на окружающую среду превратила большую часть городов нашей страны в зону повышенного экологического риска. Я в своей работе поставила цель изучение экологического состояния воздуха, почвы и питьевой воды на примере территории школьного участка МБОУ «СОШ№4»г. Черногорска , 9 поселок.
Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей. Одним из важнейших экологических факторов среды является воздух.

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные позволили проанализировать состояние атмосферного воздуха, качества питьевой воды и почвы на территории 9 поселка,и на основании этого разработать рекомендации по улучшению экологической обстановки в школе.

Работу выполнила: Швабенланд Кристина Александровна, 11 класс

Научный руководитель: Ратахина Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы


Традиции и культура хакасского народа
Знают ли жители Республики Хакасия о традициях и культуре хакасского народа


Хакасский народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе. Хакасы — древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале XVIII века. Современные исследования традиционного мировоззрения хакасского народа, лишь частично касаются данной проблемы. Именно это и определило выбор и направление изучения темы. В том числе есть желание понять, какое место традиции и культура хакасов занимают в мировоззрении современного человека.

Работу выполнила: Ревенко Екатерина Сергеевна

Научный руководитель: Ратахина Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы


Наша Хакасия – край с очень богатой историей, красивейшей природой, многонациональным составом жителей, и, конечно же, культура хакасского народа заслуживает уважения, ведь ее памятники одни из самых древних на территории России. Очень интересен и хакасский фольклор, он отражает особенности жизни древних хакасов, их обычаи, верования, семейные отношения и традиции, по фольклорным произведениям мы можем изучать, как жили люди на территории древней хакасской земли, каковы были их основные занятия, быт, праздники, верования, нравственный облик. Вопрос: есть ли различие в художественных особенностях произведений малых жанров фольклора русского и хакасского народов является актуальным, ведь это поможет выяснить, одинаковы ли основы у этих произведений. Поэтому исследование особенностей русских и хакасских загадок, пословиц и других малых жанров словесности стало предметом изучения в работе. Объект изучения - художественное своеобразие произведений малых литературных форм русского и хакасского фольклора. Проблема исследования: чем отличаются художественные особенности произведений малых литературных жанров, созданных русским народом, от произведений малых жанров хакасского фольклора.

Работу выполнила: Кораблина Дарья Александровна

Научный руководитель: Манина Ольга Борисовна (учитель биологии и химии)


«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…» (Академик А.Е. Арбузов)
Художественная литература – это и проза, и стихи, легенды и сказания, и многое другое. И совсем не сложно использовать эту литературу на любом из уроков: математика и физика, история и обществознание, биология и химия.

Мы живем в солнечной Хакасии, и мне подумалось, как можно использовать хакасскую литературу на уроках биологии и химии.

Актуальность работы: использование хакасской литературы на уроках биологии и химии может сделать процесс изучения программного материала интересным, а также помочь учащимся узнать о творчестве хакасских поэтов и писателей. Знание культуры и краеведения своего края может конкретизировать материал и сделать его доступным и запоминающимся.

Работу выполнила: Ратахин Никита Витальевич

Научный руководитель: Манина Ольга Борисовна (учитель биологии и химии)


Хакасия – священная, загадочная земля древнейших цивилизаций. Ее территория задолго до новой эры была заселена людьми, оценившими ее потрясающую красоту и богатство. Это дивный по красоте край. Здесь причудливые рельефы местности, разнообразные климатические условия, растительность, животный мир, озера, реки, водопады, горные хребты и степи. Много природных памятников, а также зон обитания редких видов животных, экзотических растений.

Хакасия это сокровище для людей, интересующихся познанием себя и путешествующих по Местам Силы и Священным местам нашей планеты. Наиболее известными священными Местами Силы являются: Горная гряда «Сундуки», пещера «Кашкулак» и «Тропа предков».

Работу выполнила: Стахеева Василина Игоревна

Научный руководитель: Манина Ольга Борисовна (учитель биологии и химии)


Для исследовательской работы я взяла тему о хакасской национальной кухне не случайно. Я родилась и выросла в Хакасии, а национальных хакасских кушаний ни разу не пробовала. Сегодня в Хакасии повсеместно возрождают народные традиции. И это хорошо. Земля и живущие на ней должны помнить свои корни. Корни - это то, на чем держится дерево нашей жизни.

Актуальность тема исследования обусловлена возросшим интересом к проблемам национальной кухни к проблеме культуры питания, которую обсудили участники международной конференции «Национальная кухня и культура питания народов как основа национальной культуры», проходившей летом 2014 года. Хакасская национальная кухня, очень интересна, и если с умением и желанием приготовить, то очень вкусна и питательна. Многое из традиционной кухни хакасского народа стало забываться, некоторые предметы быта исчезли навсегда, интерес же к традиционному, национальному, уходящему вдаль веков быту не должен угасать.
Цель работы: выяснить особенности национальной кухни хакасов, приготовить блюда хакасской национальной кухни для обеда.